Стоп коррупции

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

На протяжении последних лет проводится антикоррупционные мероприятия среди учащихся. Их цель – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей, гражданской позиции относительно коррупции. Может возникнуть вопрос о целесообразности подобных мер на уровне школы. Психологи и методисты, занимающиеся этой проблемой, считают, что именно в школе нужно заставлять детей задумываться о правах и обязанностях человека. Чем раньше ребенок будет беспокоиться о своих и чужих правах, об ответственности за свои и чужие ошибки, тем лучше. Борьба с этим явлением в школьном возрасте может проходить по следующим направлениям.
Во-первых, это профилактика коррупционной психологии.
Во-вторых, расширение правового кругозора учащихся и формирование правовой культуры. В методических рекомендациях по работе в антикоррупционном направлении отмечается, что в практике работы с детьми можно выделить ряд ситуаций, обусловливающих в будущем коррупционное поведение.
Первая распространенная ситуация заключается в том, что родители выдают ребенку деньги за хорошие отметки, готовят человека, который считает, что каждый его шаг, а тем более созданный продукт, должен быть оплачен. Необходимо в регулярном общении с родителями отмечать вред данного способа взаимодействия с ребенком.
Вторая ситуация связана с тем, что ребенок этого возраста получает незаслуженное вознаграждение за оказание определенных услуг. Примером должен стать учитель. Если ребенок понимает, что букет цветов, подаренный учителю, не влияет на качество оценки, то это будет способствовать формированию антикоррупционного сознания.
Учитель должен правильно решать конфликты, связанные с данными ситуациями, так чтобы ученик понимал, что школьный закон существует для всех. Чтобы дети более отчетливо понимали всю непривлекательность кумовства, услуг, компромиссов в учебном процессе, необходимо проводить беседы, диспуты и ролевые игры. Последние считаются наиболее эффективным способом достучаться до совести, сознания детей. Чтобы «формирование антикоррупционного мировоззрения» не осталось фразой на бумаге, необходимо создавать у учащихся конкретную правовую базу. Сюда входит расширение правового образования учащихся, создание правовой грамотности. На разных уровнях можно по-своему стимулировать правовую и гражданскую активность учащихся. Общими целями правового образования в системе образования являются знакомство учащихся с их правами; формирование понимания универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говориться в конвенции; формирование системы правовых знаний; воспитание правовой культуры школьников и чувства причастности к международному мировому сообществу; развитие навыков участия в дискуссии; формирование умения излагать собственную позицию; воспитание уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости. В рамках формирования правового сознания детей – происходит их знакомство с историей создания правовых документов, законов, деклараций и конституций. Необходимо ознакомить детей с текстом французской «Декларации прав человека и гражданина», ставшей основой для последующих конституций, «Всеобщей декларацией прав человека», утвержденной ООН в 1949 году, «Конвенцией прав ребенка», принятой той же организацией в 1989 году. Продуктивным может быть обращение к наследию правовой мысли, изучение работ восточных и античных авторов о коррупции. В рамках этой программы регулярно проводятся тематические уроки обществознания, создаются специальные модули, элективные курсы, непосредственно связанные с вопросами управления государством, с выборами в законодательные собрания. В старших классах организуются диспуты по темам: «Государство и человек: конфликт интересов», «Требования к человеку, обличенному властью», «Зачем нужна дисциплина?». На урокахэкскурсах в историю российских правовых отношений, учащиеся знакомятся с примерами нарушения прав человека, стойкости в противодействии коррупционному злу. Помимо теории необходимо напоминать детям, что школа является уменьшенной копией государства. В ней также действуют законы, правила. Участники образовательного процесса имеют ряд прав и обязанностей, прописанные как в «Конвенции прав ребенка», так и в «Уставе школы». На многих воспитательных беседах в школе ставится в разных формах один и тот же вопрос: возможно ли искоренить коррупцию? Действительно, на протяжении всей истории России и Западной Европы, мы видим непрерывную цепь преступлений, злоупотреблений связанных с коррупцией. Можно утверждать, что смысл борьбы в данном случае, не столько в устранении коррупции, сколько в самой борьбе. Одним из важных этапов антикоррупционной политики должно стать формирование антикоррупционного воспитания в школе. Надо отметить, что учителя очень аккуратны подходят к проблематике, следуя к принципу «Не навреди!» Со школьниками говорят о совести, честности, необходимости правильного поведения, о любви к Родине, ответственность за её судьбу.